[personal profile] maximusmagnus
Это был один из лучших в моей жизни длинных перелетов. Семейство релаксировало в Таиланде, соответвенно весь полет я был представлен самому себе. Я был счастливейшим обладателем пустого ряда из четырех мест, причем, судя по зависливым взглядам, это был практически экслюзив на данном рейсе. Через 15 минут после взлета, я вытянул ремень на максимум ,чтобы не дергаться при турбуленции ,и кульком шлепнулся на бок. Восемь часов беспрерывного сна!!!!!

Федор, мой спутник по путешествию,уже ждал меня в аэропорту Бангкока. Его красные глаза явно намекали ,что для него перелет был не столько комфортным. Автобус до Дон Муанга, непонятный ланч в местном кафе, час сонного перелета - и мы в Пномпене.

Для получении визы по прилету нужно предьявить фото. Я об этом не знал, и вобщем-то, немного прогадал. Данную ситацию можно отлично использовать как иллюстрацию разного уровня жизни и цен в Таиланде и Камбодже- Федор предусмотрительно сделал фото в Суварнабхуми за 150 бат, но если фото нет - то кхмерским погранцам можно заплатить всего....100 бат, и опля, виза без фото)))

Пномпень окутал так уже до боли знакомым хаосом трафика, запахов, дьявольским шумом и жарой. (вот пишу сейчас ,и аж защемило с тоски в этих проклятых сырых бетонных джунглях). Смотреть в городе не то чтобы много чего, но пару дней здесь надо провести обязательно - как минимум, слоняясь по улицам и кабакам, кайфуя от экзотики и безделья.

Итак, сначала погружение в кровавое, в принципе, очень недавнее, прошлое страны.

Бывшая школа Туол Сленг, ставшая могилой для всех своих узников (кроме дюжины заключенных, кто занимался изготовлением изваяний Большого Брата), несмотря на некоторую скудность экспозиции, отличный способ прочувствовать всю степень творившегося кошмара. Очень хорошо этому способствует чтение многочисленных дел заключенных и охранников. Примечательно ,что основой режима ,по сути ,были дети, подростки.

А вот и сам великий эксперментатор.

Бесчисленные ряды фотографий людей, которых больше нет.

А вокруг - солнечный город, где вообще сложно представить ,что люди могут творить подобное с друг другом.

* * *

Ват Пном. Крошечный храм на холме с обилием обезьян и забавных торговцев.

Одна тетка оживленно жестикулировала ,привлекая внимание. А вот почему:

Королевский дворец, при всей своей роскоши, конечно же бледная тень, дворца в Бангкоке. Тут нечему удивлятся, конечно, разная история и судьбы, но все равно из головы не выходит мысль о том ,что ведь когда-то будущий Бангкок быль лишь захолустьем империи кхмеров.

* * *
Можно еще забежать в Национальный музей, забитый артефактами из Ангор Вата, (мне гораздо больше понравился великолепный внутренний двор),но лучше прийти сюда вечером посмотреть этнические танцы.

Еще нужно обязательно пройтись по набережной, вглядываясь в туманную ширь Меконга и устья реки Тонле Сап.

А еще нужно обязательно пройтись там же вечером ,когда народ собирается на аэробику, зайти в одно из заведений за Happy пиццей, познакомится в одном из ресторанчиков с кхмерской кухней,столь разительно отличающейся от тайской и вьетнамской, поболтаться по не слишком ароматным рынкам....

Большинство европейцев летят сразу в Сием Риеп, но по моему мнению, истинными воротами в страну должна стать столица.

* * *
Вечером заскочили в пыльный офис и весьма симпатичная камбоджиечка продала нам два билета на раздолбанный автобус до Батамбанга с опцией "вылезти по дороге где угодно, но не факт что вы потом из этой задницы легко уедете".

Автобус-скотовоз был не просто раздолбанный - это оказалась просто пыточная для позвоночника - разбитые рессоры били как кувалдой на каждой яме. Через пару часов все таки определились,что хотим побольше поглазеть на местную глубинку, и сошли в Кампонг Чнанге (Kampong Chhnang).
Нельзя сказать,что выбор был случайным, я заранее изучил потенциальные остановки, но до последнего не было уверенности что это именно он, и что автобус вообще притормозит - водитель сначала яростно меня игнорировал, а затем пытался загнать обратно в автобус.

Нас сразу взяла в оборот местная сервисная индустрия. Причем она делает это до чудесного ненавязчиво. Не успели вылезти из скотовоза, как нас вежливо взял на хвост тук-тук, повез сразу в единственную в городе вменяемую гостиницу, ждал на выходе с готовой программой, что посмотреть. Все чинно благородно и сердито.

Основная тема просмотра в Кампонг Чнанге - плавающие деревни. Да, на них можно наткнутся много где по стране, но здесь их несколько, и они особенно огромные.
Что собственно мы делали - наняли лодку, и плавали по узким протокам-улочкам ,заглядывая в недра чужой жизни. Народ особо не стеснялся, и глазел в обратку.

Туалет. Да,да. Пьют, стирают, моются они тут же рядом.Кстати, не бедный дом - у народа попроще я даже туалетов не видел. Допускаю, что где то просто ширмочка есть.

Школа.

Местный Волмарт.

Что убивает в стране - отношение к мусору. Отечественный пьяненкий мужичок, выкидывающий мусор в окно пятиэтажки - жалкий сопляк на фоне местного таланта загаживания всего и вся. На фото внизу - берег- по-сути, это многолетние отложения мусора. И так везде в принципе, разве что у Ангкор Вата все вычистили на радость форангам.

Основательно прожарившись на солнце (заодно прожарив и нашего незадачливого шкипера, который не ожидал такой стойкости, и прося аванс за два часа, не думал,что его заставят отрабатывать все оплаченное время), покатили обедать. Единственный ресторан в городе (почти единственный ,как оказалось позднее) был закрыт на подготовку к свадьбе, пообедали с пролетариатом в харчевне на рынке. Отдали что-то около доллара за суп с лемонграссом, желудок принял.

А дальше нас катали по окрестным полям и селам, что оказалось делом не менее занимательным.
Периодически завозили посмотреть на местные мануфактуры.

Веселый Перец.

Или, например ,производство мангалов, по словам гордой хозяйки, продукция извесная и  во Вьетнаме с Таиландом.

Камбоджу постоянно топит, дома на ножках, но что делать с ценным барахлом, например, транспортом,мопедами? Многие строят пандусы и хранят родимое под боком на высоте трех метров.

Счас, понятно, обилием воды и не пахнет.Засуха и пылища.

* * *

Пару слов о гостинице. Я первый раз увидел такую уникальную систему вентиляции. Врубаешь свет в сортире - врубается вентиляция. Все,вроде был,правильно - Но! -второй конец вытяжной трубы выходит в комнату! А теперь вспомним про острую пищу и акклиматизацию кишечника....
Второй прикол , в чтом отель соседствовал с областным лепрозорием.
Ну и третий замечательный момент нас ждал вечером - найдя вечером кучку экскрементов посреди комнаты, начали переворачивать мебель, и нашли огромного геккона - из тех самых, что громко орут по ночам. Стали выгонять, он гад не хочет - даже кидался в атаку в ответ. Бились с ним, наверное, минут сорок - все мебель разобрать успели - наконец вышвырнули зверюгу.
Нет ,не подумайте, вполне нормальная гостиница, для командировочных...

* * *

С темнотой пошлепали искать еду в центр городишки.

Встретили двух пожилых немцев - поболтали - еды в центре нет.
Город в ночи смотрится психоделично - трафик, пылища жуткая, на рынке кипит жизнь, все повылазили с темнотой.

Еще в Lonely planet читал - в Кампонг Чнанге самая ужасная во всей Камбодже уличная жратва.
И правда - выглядит не очень, угольки.

А еду нашли потом в том же здании,где и ночевали - в городе все же оказалось два ресторана.

* * *

Уехать утром, действительно ,удалось не сразу. Автобусы ходят только между крупными городами - поэтому приходишь на остановку, покупаешь билет, садишься на стульчике, и ждешь, когда в проезжающем автобусе будут свободные места. Ждали часа два с половиной.
В принципе - безделье проходило весьма комфортно, дедуля-билетчик торговал холодным пивом, в трех метрах от нас работали местные ДПСники, и при том жутко увлекательно - время пролетело незаметно.

Автобус пришел, впихнулись кое-как. Часа через два, плановая остановка на полчаса в каком то городишке, пописать и пообедать.
Народ лузгает кузнечиков как семечки ,но вот это что-то новенькое - зародыши утят/цыплят. Сервируют лимончиком.
Говорят в соседнем Лаосе еще интереснее в кулинарном плане.

Приехали в Батаммбанг. На автовокзале в автобус ворвались толпы личностей, облепили со всех сторон, предлагая кроме транспорта и жилья отведать всех возможных радостей жизни.
Отмахались почти от всех, кроме одного, который еще долго преследовал нас на мопеде, гнусавя "Hotel? Girls? Scunk? Opium?....Сием Риеп? (минуточку, до него километров двести ,он на своей табуретке хотел нас везти?). Дотопали до ночлежки,что забронировал днем ранее, и на ресепшене нам не спрашивая сразу подогнали наемный транспорт.

В самом городе (кроме наслаждения кхмерской кухней) делать особо нечего, но здесь масса интересного в окрестностях,есть даже примечательные развалины имперских времен.

Но нас сюда привлекли не развалины. Полчаса на тук-туке - и вот он, адский аттракцион.
В связи с всеобщим развалом в стране из-за независимости, чудес краснокхмерского правления, вьетнамского протектората и прочего, железнодорожную ветку ,построенную французами и соединяющую город с Таиландом и столицей, успешно забросили. Впрочем, местные нашли ей бытовое применение, и начали раскатывать по ней на самолепных дрезинах. Проблема одноколейки и встречного трафика решалась быстро - дрезина разбирается за пару минут, так как по сути - колеса,движок от мопеда с приводным ремнем ,и бамбуковая решетка, чтобы сидеть.
Сейчас правительство лелеет мечты перезапустить нормальное ж/д движение, почему "бамбуковые поезда" подвергаются несчадным гонениям.

Дрезина с рокотом несется через джунгли как бешеная тарашка, подпрыгивает и виляет на кривых рельсах, вобщем удовольствие обеспеченно. Главное - особо не ерзать - свалится в кусты на скорости врядли будет приятно, платформа с колесами соединена весьма условно. Катают весьма основательно - до соседней деревни и обратно, хватает с избытком.

Вечер встретили в Phnom Sampeau - комплекс храмов на холме + злые обезьяны+ полпотовские расстрельные пещеры+ шоу миллионов летучих мышей, вылетающих на охоту с темнотой.
В пещеры не пошли, а в храм забрались, несмотря на обилие ступенек и макаду.

Помятуя январский опыт, нашел палку, и видя сей инструмент в руках, макаки держали дистанцию.

Летучих мышей посмотреть действительно стоило - в отличие от уже виденного мной ранее, здесь по сути, находишься в первых рядах, пещера совсем рядом - особого смелые поначалу форанги разбегались подальше от входа, дабы их не забрызгало небесными подарками.

На обратном пути наш извозчик устроил гонки с другим тук-туком, повеселились изрядно.
Безопасность -что это?))

* * *
Утром извозчик отвез нас на пристань- пора было отбывать в Сием Риеп. Сезон был совсем не дождливый, уровень воды не предвещал быстрого путешествия. Я читал, что в совсем засушливые года часть пути приходится преодолевать наземным транспортом,нам однако, повезло.

Все путешествие заняло ,в итоге семь часов. Но ,в отличие от автобуса, весьма комфортных семь часов. Лодка отплывала утром, и кроме свежести и прохлады особое удовольствие доставляло наблюдать за пробуждением прибрежной жизни.
В Камбодже в принципе никто не париться касательно гигиены, и кучи мусора, туалеты, свинарники и курятники примыкающие непосредственно к берегу отнюдь не мешают с помощью этой же воды следить за зубами.

Или помыться. Коричневые кочки на берегу -дезинтегрирующийся мусор.

Хрюшки.

Публика на лодке наполовину состояла из фарангов типа нас, наполовину из местных жителей, либо их иногородних гостей. Переодически мы приставали к берегу, народ сходил, часть новых заходила, в общем почти автобус. Мамаша рядом лузгала вшей в волосах у чада. Подросток с другой стороны вез огромный мешок свежих багетов.

Так как страну постоянно топит,часть населения перманентно живет в лодках. Когда проплываешь мимо, выглядит любопытно, деревня викингов.

Свадьба!

После неожиданного сужения, где лодка беспрестанно садилась на мель и отчаянно матерящаяся команда с помощью шестов с трудом ее сталкивала, вышли наконец,на глубокую воду.
Деревни вокруг стали ощутимо богаче, свободный выход к озеру Тонгле Сап даже в сухой сезон и через него доступ ко всей стране все таки ощутимый вклад в локальную экономику.

Из школы

Еще одна вечеринка. Музыка орала так ,что о ее существовании мы узнали задолго до того, как увидели.

Плавучая церковь.

Наконец на последнем перед озером пирсе все местные сошли, оставшиеся форанги развалились на скамьях. Я воспользовался примером ,и под освежающим озерным бризом задрых.

* * *
Проснулся спустя час от рева моторов. Мы медленно протискивались по свежераскопанному черпалками руслу реки через весьма напряженный трафик. В основном- двухпалубные туристические лодки, набитые китайцами. Нас они тоже ,судя по всему ,воспринимали как достопримечательность. Лодку, пришвартовавшуюся у одного из обшарпанных пирсов сразу атаковали толпы жаждущих заработка извозчиков - предложение было безумным и соответственно торг -безжалостным. Полчаса поглотали пыль - и мы в гостинице.

Сием Риеп и вообще вся территория археологического парка сильно контрастирует с остальной страной - европейцы уже около ста лет активно приезжают глазеть на загадоные руины, и по возможности, ограничивают свое знакомоство окресностями, деньги особо по стране не разбегаются.
Один из самых бросающихся в глаза признаков - незагаженные обочины, а в Парке так вообще европейская чистота.

Для адекватного восприятия всего архитектурного многообразия развалин нужно минимум 2 дня- при этом надо понимать, времени хватит только на самое выдающиеся. В нашем случае у нас был еще и вечер дня прибытия ,который мы провели на склоне East Mebon в попытках узреть закат.

Закат удался не совсем, но расслабились мы хорошо,народу не много ,особо не мешали, отличная получилась медитация.

* * *
Основа правильного впечатления от развалин - правильная организация перемещений и последовательность храмов. Нужно начинать с чего попроще, и медлеенно двигаться "вверх" к жемчужине Анкгор Вата. Также важно учеть логистику пакетников, когда и куда они едут, когда ланчуются и т.д., коих легион, ибо толпа орущих китайцев с легкостью способна уничтожить твой день. За отвечает человек ,с которым тебя будут связывать тесные узы все эти дни - водитель тук-тука.
Турист без своего тук тука видимо имеет что-то необычное во взгляде, и привлекает свободную рабочую силу со всего района - но чрезмерное предложение нам совсем не импонировало. Зайдя поесть падтай в кафе напротив, мы неожиданно нашли своего водилу-проводника - хозяина кафе.
Чувак своими бизнес мероприятиями(кроме кафе в хибаре имелась маленькая гостиница и аренда мопедов) дал нам уверенность в его способности удовлетворить наши ожидания.

Начали свой трип по развалинам с царственного Байона. Здесь, пожалуй, толпы всегда, уж больно знаменита "открытка".

Временами японцы на террасах сбивались очень плотно, практически метро - жажда сфотографироваться на фоне двухметровых физиономий была неутолима.

Храм весьма богат на барельефы.

И конечно же много апсар, фотографии которых я начал делать в каждом храме. Здешние мне не очень поравились, злые.

У храма Бапуон, народа, напротив ,практически не было.

Сооружению крупно не повезло - построили на песке, и еще во времена существования империи, оно постоянно испытывало проблемы с обвалами. В 60-х годах французы аккуратно его разобрали, разложили по кучкам ,собираясь собрать полностью...но пришли красные кхмеры в шарфиках, всех разогнали, а схемы раскладки сожгли. Только в 90-х нашлись смельчаки попробывать завершить работу и только 2011 они закончили превращать груду булыжников в строение.

Здесь я первый раз из многих попробывал закончить свое жизненное путешествие, вбежав в помещение с очень низким потолком. Череп не подвел, однако, как и не подведет еще несколько раз за пару дней.

Город в таком климате долго без присмотра существовать не сможет. Джунгли вокруг просто наполнены подобными напоминаниями.

Пробежавшись через бывший центр города ,и поглазев на развалины терасы, с которой король обращался (вероятно) к нации, стали выискивать глазами своего поводыря. В толпе одинаковых тук-туков и одинаковых извозчиков опознать мистера Вонга было просто невозможно. Когда после 10 прохода через толпу в надежде обратить на себя внимание, и таким образом опознать водилу, и мы уже почти решили плюнуть, и попытатся отобрать чужого водителя, мистер Вонг соизволил таки допить кокос, выйти из тени близлежайшего дерева и отвезти нас ко входу в Preakh Khan Temple.

Этот храм совсем иной по архитектуре и замыслу. Никаких тет тебе священных гор и пирамид - бесконечное переплетение корридоров в стиле Индианы Джонса.

Жара стала не просто удушающей, это просто духовка кака то! Количество выпитых кокосов разменяло десяток, майки, шорты как после душа, ад.

Пруд для медитаций Neak Pean.

А это, пожалуй, самое заинстаграмленное место в комплексе храмов, храм Ta Som.

Языки набок, мельком посмотрели на слонов East Mebon- все, вези обратно, пиво, холодное пиво!

Вернулись в гостиницу и проспали четыре часа, благоговея под кондиционером. Я раздавлен пеклом.

* * *
Ночной Сием Риеп оказался очень даже приятным местом. Все грехи на месте ,но при этом все почище и более организовано. Кабаки отличные ,музыка орет из каждого,завлекая толпу, великолепный набор ресторанов, уличные концерты, иногда выходящие за рамки уличных концертов, вобщем все ,чтобы приятно повращаться в толпе со стаканом пива после выматывающе жаркого дня.
Ну конечно дешевый первоклассный алкоголь в магазинах!

Утром пораньше поторопились в Ta Prohm за очередными картинками Tomb Raider. Его сознательно оставили в полузаросшем виде, и зрелище корней пожирающих развалины привлекает радостные толпы.

Сбежав от все увеличивающихся толп, отправились на нашей,совершенно не предназначенной для таких дальних поездок повозке в Бантей Срей. Храм находится у черта на куличках, дорога ухабистная и пыльная, спина болит после райда чудовищно, но оно того стоит. Храм по сравнению с тезками мизерный,но очень красивый, и наполнен фресками и статуями в столь отлично сохранившемся состоянии, что начинаешь подозревать в них "новодела".

Апсары здесь тоже самые изящные. В своее время они также сильно понравились будущему министру культуры времен де Голля, который пытался их неудачно спереть.

Итак, финал, жемчужина всего путешествия, икона всего археологического парка, Ангор Ват!
Спасибо мистеру Вонгу, подгадал время, стада уехали на обеденный выкорм, и публики почти не было!

Около входа застали местную свадьбу.

Территория комплекса огромная,можно выбирать среди тысячи ракурсов.

Та самая мелкая лужа, из которой в фильме с фырканьем выныривала Анжолина Джоли.

* * *
Отравившись напоследок шейком из тухлой качамбы в харчевне нашего поводыря, я основательно подпортил вечер. Удивительное обилие портвейна в магазинах совсем не радовало, гадкий гастрит пил душу.
Утром бесстыдный мистер Вонг отвез нас в аэропорт и распрощался, увозя свой месячный заработок.
Через два часа с небольшим уже в Донг Муане распрощались и мы с Федором, он улетел на Ко Чанг, а сел ждать основательно опаздывающий рейс в Суратхани.
Часы тикали, шансы успеть на последний паром на Самуи истекали. По прилету пообещал осыпать золотом наиболее отчаянного и жадного водителя, если мы таки успеем.
Так я давно не едил! Чертов пикап несся на пределе скорости, время от времени мы вообще гнали по встречке, моргание фарами попутным машинам, весело вобщем. Benchmark - 110 километров за час с учетом трафика и светофоров.

Еще час на пароме, запоздавшая маршрутка, пустынная самуйская кольцевая, и вот я уже шлепаю с фонарем под стрекот цикад через ночной лес.
Я дома.
Ведь дом, это там, где мои самые любимые.